Программа работы с одаренными дентьми

Главная
Педколлектив
Документы
Фотогалерея

Библиотека
Одаренные детиНовости

 

 

Главная
Педколлектив
Документы
Фотогалерея

Библиотека
Одаренные детиНовости

 

Главная
Педколлектив
Документы
Фотогалерея

Библиотека
Одаренные детиНовости

                           Цель  программы:  

 

·         Создание системы деятельности педагогического коллектива для выявления, развития интеллектуальных, творческих, художественных, спортивных способностей учащихся, развития одаренности.

·         Создание условий для оптимального развития  одаренных   детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных  детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии из способностей.

·         Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

 

Основные задачи:

   - реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, ак­тивизация их интеллектуальных качеств в целях гар­монического развития человека как субъекта творческой деятель­ности;

     -  создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития  одаренных   детей;

    - совершенствование системы подготовки учителей, обучение через  курсы повышения квалификации, самообразование, семинары, организуемые УО, ДДТ;

     - внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

     -  установление сотрудничества в работе с  одаренными   детьми  с заинтересованными структурами.

 

 

 

  1. Актуальность разработки  Программы:

На протяжении нескольких десятилетий в учебно-воспитательных планах российских школ ведущее место занимали нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. И только в последние годы умственное развитие и воспитание школьников стало приобретать особую актуальность. В нашей стране появилась острая необходимость в поддержке и развитии наиболее способных и одаренных детей. Ведь именно такие дети являются интеллектуальным богатством страны. Многие утверждают, что все эти качества и способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности. «Ученик умственно воспитывается лишь тогда, ... когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при ЭТОМ условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости», - писал В.А. Сухомлинский.

В основе  программы  Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой. Основные парадигмы развития одаренности:

1. Все  дети   одарены  от природы.

2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.

            В последние годы в нашей школе  можно наблюдать уменьшение числа участников и победителей предметных олимпиад, участников НПК, конкурсов и соревнований и, как следствие, низких образовательных достижений. За последние два учебных года уменьшилось число участников районного этапа предметных олимпиад. Наши школьники не показывают хороших результатов на районном этапе.

 В то же время, хочется отметить появление  интереса  у детей  к занятиям исследовательской деятельностью, в школе имеются учащиеся, начавшие  исследовательскую работу. Эти учащиеся входят в число  участников  районных конкурсов «Юниор» и Моё Красноярье».

Улучшение работы учителей в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития  одаренных   детей.  Их решение должна обеспечить  Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы.  Программа  должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки  одаренных   детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.

Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.

Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с  одаренными   детьми, отсутствие психолога в школе.

3.Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отли­чаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т.е. одаренностью, а также  обучаемостью.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 Одаренный   ребенок  – это  ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью  ребенка  (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность  ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

 Одаренные   дети  обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность класси­фицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к  одаренному   ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые  дети  легко справляются с познавательной неопределенно­стью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

У некоторых  одаренных   детей  явно доминируют математические способ­ности, подавляющие интерес к чтению.

 Одаренного   ребенка  отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие  дети  часто затевают пред­приятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и неко­торое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анали­зировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять суще­ственное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уров­ня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчи­вости в достижении цели и др.

Условно можно выделить три категории  одаренных   детей:

1.       Дети  с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие  дети  чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.       Дети  с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области наук (подростковый возраст).

3.      Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

4.Условия успешной работы с  одаренными  учащимися

-      Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

-      Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с  одаренными   детьми.

-      Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с  одаренными   детьми  является одним из приоритетных направлений работы школы.

-       Включение в работу с  одаренными  учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

-     учитель для  одаренного   ребенка  является личностью,  продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми, более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с  одаренным  учеником должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

-     учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

-     учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

-      учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

5.Предполагаемые результаты

 6.   План  работы с  одарёнными   детьми 

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

постоянно

Зам.директора по УВР, учителя-предметники

2

Создание и пополнение базы данных  одаренных   детей  школы.

постоянно

Учителя-предметники

3

Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками

январь

 Зам.директора по ВР

4

Выбор тем  и подбор материалов для исследовательских работ учащихся

Апрель – сентябрь 2011

 Учителя-предметники

5

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и  одарённых  школьников

постоянно

Классные руководители

 

6

 Организация исследовательской деятельности учащихся в следующих  направлениях:

 постоянно

 

 

Учителя-предметники

  1. литература и (или) русский язык

Сентябрь-декабрь 2011

БоброваГ.Ш.,

Самарцева Л.В.

  1. краеведение

Сентябрь-декабрь 2011

Учителя-предметники

  1. математика

Сентябрь-декабрь 2011

Широн Т.И.

  1. история и (или) география

Сентябрь-декабрь 2011

Стрельцова Л.Ф.

  1. информатика и (или) физика

Сентябрь-декабрь 2011

Курчавый А.П.

  1. экология и (или) биология

Сентябрь-декабрь 2011

Зайцева Л.И.

7

Проведение школьной конференции исследовательских работ учащихся

Декабрь 2011

Зам. директора по ВР

8

Участие школьников в районных предметных олимпиадах

Декабрь 2011

Учителя-предметники

9

Участие школьников в районных конкурсах исследовательских работ

По плану

 

«Я исследователь»

Октябрь 2011

Лосева Ж.Ж.

«Юниор» (5-7 классы)

Январь2011

Учителя-предметники

«Моё Красноярье»          (5-11 классы),

Февраль 2011

Учителя-предметники

«Первые шаги в науку»  (5-11 классы)

Март 2011

Учителя-предметники

10

Обеспечить участие школьников во Всероссийских конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Золотое руно» и др.

По особому плану в течение года

Классные руководители

11

Составление календаря массовых мероприятий с  одаренными   детьми  на учебный год

Ежегодно, август 2011

Зам. дир. по ВР, УВР

12

Создание банка  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

в течение периода

Учителя-предметники

13

Организовывать школьные предметные недели

По плану

Учителя-предметники

14

Обеспечить участие школьников во Всероссийских конкурсах, играх: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Золотое руно» и др.

По плану

Учителя-предметники

15

Обеспечить участие школьников в  районных спортивных соревнованиях (кросс «Золотая осень», Спартакиада, турниры по шашкам, теннису, «Лыжные гонки» и т.д.)

По плану

Учитель физкультуры Курчавый А.П.

16

Обеспечить участие школьников в районном заочном лесном конкурсе «Подрост», в экологическом месячнике и др.

По плану

Учитель биологии Зайцева Л.И.

17

Обеспечить участие школьников в различных творческих конкурсах (краевой фестиваль «Пушкиниана», районный конкурс «Любимой маме посвящается…», «Открытое письмо ровеснику» и др.

По плану

Учителя русского языка Боброва Г.Ш., Самарцева Л.В.

18

Обеспечить участие школьников в районных дистанционных конкурсах «Знатоки русского языка», «Большеулуйский бобрёнок»

 

Сентябрь,

январь

Учителя русского языка Боброва Г.Ш., Самарцева Л.В., учитель географии Стрельцова Л.Ф.

19

Обеспечить участие школьников в районных конкурсах рисунков

 

По плану

Учитель ИЗО    Казакова Ж.В.

20

Обеспечить участие школьников в районных интеллектуальных конкурсах «Исторический брейн-ринг», «Юный географ»

Январь 2011,

Октябрь 2011

Учитель географии, истории Стрельцова Л.Ф.

21

Обеспечить участие школьников в работе районного интеллектуального клуба старшеклассников «Что? Где? Когда?»

В течение 2011 года

Классные руководители

22

Обеспечить участие школьников в муниципальной неделе науки

Февраль 2011 года

Учителя-предметники

23

Обеспечить участие школьников в районных олимпиадах по математике и русскому языку 4 класс

Март 2011

Учитель начальных классов Лосева Ж.Ж.

24

Обеспечить участие школьников в районном интеллектуальном конкурсе «Самый  умный»

Май 2011

Учитель начальных классов Лосева Ж.Ж.

24

Обеспечить участие школьников  в районном интеллектуальном конкурсе  для дошкольников «Знайка»

июнь

Воспитатель ГКП Лосева Ж.Ж.

25

Провести  родительское собрание  «Одарённый ребёнок в семье: проблемы и радости»

октябрь

Директор школы

26

Обеспечить повышение квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми на разных уровнях.

В течение 2011 года

Директор школы Казакова Ж.В.

27

Создание и обновление на сайте школы странички «Одарённость – это актуально».

 

Февраль и далее постоянно

Учитель информатики Курчавый А.П.

 

Hosted by uCoz